baikalfishing.ru

все о рыбалке на Байкале


Рыбы: Хариус; Ленок; Омуль; Сиг; Таймень; Щука; Сом; Окунь; Налим; Валек; Чир; Даватчан; Сазан; Язь; Лещ; Елец; Сорога; Карась; Карп; Ёрш.
Где ловить?    Озера: Байкал (Малое море, Залив провал, Чивыркуйский залив); Соболиное; Фролиха. Реки: Ангара; Иркут; Лена; Большая Белая; Большая Речка; Большой Чивыркуй; Голоустная; Джила; Киренга; Кичера; Ока; Селенга; Селенгинка; Снежная; Томпуда; Убэр-Жэлыхэн; Улькан; Урик; Утулик; Ушаковка; р. Фролиха; Черемшаная; Ямбуй. Иркутское водохранилище.
Чем ловить?     Снасти: Нахлыст; Ловля рыбы на верховую снасть; Спиннинг; Жерлицы; Поплавочная снасть.
На что ловить?    Приманки: Мушки; Блесна; Попперы; Глиссеры; Воблеры; Джиг; Мыши; Чертики; Мормышки; Наживки и насадки.
Как сделать?    Изготовление мушек; Изготовление блесен; Коптильная.
Как ловить?    Рыбацкие истории; Зимняя рыбалка; Троллинг; Советы бывалого рыболова.
Разное    Общая информация; Принадлежности и приспособления; Лодочные моторы; Приготовление рыбы; Статьи из газет и журналов; Заметки; Новости

» » » Настрой грузовой

Настрой грузовой

Категории статьи: Советы бывалого рыболова / Снасти
Иркутские рыболовы с давних времен освоили ловлю рыбы с берега и с лодки впроводку на грузовую снасть, которая состоит из настроя и наплава. Грузовой настрой представляет собой набор свинцовых грузиков, последовательно расположенных на отдельных отрезках лесы разной толщины. Все грузики имеют шаровидную или эллипсовидную форму и отличаются один от другого только по размерам и весу. Назначение любого грузового настроя - удерживать наживку или искусственную приманку во взвешенном состоянии на заданной глубине. Льются грузики в специальной форме, известной: у рыболовов под названием “колыпь”, из двух металлических прямоугольников, соединенных между собой прочным шарниром. С другого конца на обеих половинках колыпи закрепляются два стальных стержня с деревянными ручками, которые облегчают соединение и разъединение их во время литья и предохраняют руки от ожога.

Для образования щели на грузиках между половинками закладывают стальную шлифованную линейку, сточенную с одной стороны в виде лезвия столового ножа. После выемки из формы грузики зачищают от тонких приливов, обрезают и “разводят”, увеличивают щель для более толстой лесы. Для придания свинцу определенной жесткости в него добавляют 1/4 или 1/5 часть баббита, так как один чистый свинец очень мягок, плохо удерживается на лесе и скатывается вниз к крючку.

Для поводков к грузовым настроям применяют мягкую дробь разных размеров. Для ловли хариуса спиннинговой снастью на Байкале грузовой настрой с поводком имеет длину 80 - 100 см, вес 20 - 25 граммов. Для ловли рыбу спиннинговой снастью на Ангаре грузовой настрой с поводком имеет общую длину от 1,5 до 2,0 метров, состоит из 10 - 12 грузиков и 5 - 6 дробин. Общий вес ангарского грузового настроя колеблется от 45 до 60 граммов.

Приблизительные размеры и вес грузиков среднего ангарского настроя даны в таблице.

№№ п.п. Толщина круглого грузика в мм Вес грузика в г
1 12,5 11,5
2 11,5 8,5
3 10,5 7,8
4 10,0 6,2
5 9,0 5,0
6 8,0 3,4
7 7,0 2,8
8 6,0 2,0
9 5,5 1,4
10 5,0 1,2
11 4,5 1.0
- - Итого 50,8
Поводок - -
12 Дробь № 000 или № 0000 -
13 Дробь № 1 -
14 Дробь № 2 -
15 Дробь № 3 -
16 Дробь № 4 -
17 Дробь № 5 -

Грузовые настрои для ловли рыбы на водоемах с большой глубиной делают из лесы разной толщины. В верхней части, там, где закрепляются тяжелые и средние грузики, толщина ее бывает 0,4 - 0,5 мм, в средней части - 0,30 - 0,35 мм, толщина поводка от 0,2 до 0,3 мм. Средний настрой, состоящий из 10 свинцовых грузиков и 6 дробин, имеет общую длину 1,5 метра. Из них верхняя часть из лесы толщиной 0,5 мм имеет длину 70 см. На ней закреплено 6 самых крупных и средних грузиков. На средней части настроя, состоящей из лесы толщиной 0,3 мм и длиной 40 см, закреплено четыре маленьких грузика. На нижней части настроя (на поводке) толщиной 0,20 - 0,22 мм и длиной 40 см закреплено шесть дробин.

Принцип изготовления грузовых настроев один, но рыболовы для себя делают их по-разному. Иногда на верхний конец привязывают продолговатый контргрузик с проволочными ушками, в средней части привязывают рыболовный карабин или “восьмерку” из проволоки, за которые привязывают поводок и т. д. Трудно судить, чей настрой лучше. Опытные рыболовы считают, что чем меньше на настрое разной “городьбы” и лишних деталей, тем лучше и надежнее он служит.

Чем больше глубина и скорость течения, тем длиннее и тяжелее делают настрой и ближе один к другому закрепляют на лесе свинцовые грузики. Такие настрои называют “садками”, так как они быстро погружают приманку на заданную глубину и имеют небольшое колебание от водоворотов. На настрои, изготовленные из грузиков круглой формы, вода оказывает большое сопротивление, и требуется определенное усилие при подмотке лесы. Чтобы избежать лишней нагрузки на снасть, рыболовы изготавливают грузовые настрои из эллипсовидных грузиков с отверстием в центре. Такие грузики согласно размеру нанизывают на лесу, как бусы, и закрепляют, обжимая их концы или заклинивая спичками на лесе там, где это нужно. Такие настрои неудобны тем, что их больше “болтает” течением и поднимает с приманкой от дна, что в холодное время года крайне нежелательно.

При ловле рыбы спиннингом наплав является необходимой деталью. Он должен при минимальном размере иметь максимальную грузоподъемность и обтекаемую форму, позволяющую легко подтягивать его против течения, и обладать хорошей чувствительностью на поклевку.

Наплавы, применяемые иркутскими рыболовами при ловле рыбы с грузовой снастью впроводку, по форме, размерам и конструкции очень отличаются от всех других видов поплавков, широко распространенных в европейской части СССР. Их делают из пробки или плотного, высококачественного пенопласта желтого цвета. Этот материал обладает очень малым удельным весом, прочен, хорошо обрабатывается и окрашивается масляными красками в любой цвет. Размеры и форма наплава зависят от глубины и скорости течения на рыболовном участке, от вида и размера рыбы, от конструкции спиннинга. На водоемах с малой глубиной наплав для грузового настроя имеет грузоподъемность 15 - 20 граммов, при ловле на глубине до 4 метров удерживает 45 - 50 граммов. На больших глубинах и при значительной скорости течения воды наплавы делают до 60 и более граммов. В воде закрепленный на лесе выше настроя наплав и сам настрой становятся в вертикальное положение и, увлекаемые течением, тянут лесу, сматывая ее с катушки. Как правило, все наплавы для грузового настроя имеют обтекаемую, вытянутую форму с утолщенной нижней частью, с более тонкой вершиной и выступающим стержнем, увенчанным шарообразным или грушевидным наконечником, изготовленным из пробки или пенопласта. Часть основного стержня, расположенного выше корпуса наплава с нанизанным на его острый конец наконечником - “маяк”, указывает на правильное положение наплава в воде и на момент поклевки. Грузовой наплав “маяком” вверх закрепляется на лесе выше настроя на различном расстоянии от крючка, которое зависит от глубины воды. Вес настроя и плавучесть наплава подгоняется с таким расчетом, чтобы 1/5 часть корпуса наплава оставалась на поверхности воды. Перегруженный наплав будет скрываться под водой от небольшой волны и тем самым постоянно вводить рыболова в заблуждение. Недогруженный, высоко торчащий из воды, не может принять правильного, вертикального положения, будет болтаться на волне, а при слабой поклевке рыболов не сможет на нее отреагировать. Определить плавучесть наплава и правильное положение его в воде лучше дома в наполненной водой ванне или ведре. По одному выверенному дома наплаву подгоняют сразу два-три настроя и штук пять поводков (про запас).

Схожие по форме и конструкции грузовые наплавы очень различны по размерам. Например, для ловли рыбы на маховое удилище на речках, прудах и озерах длина корпуса наплава из пробки или пенопласта 25 - 30 мм при соответствующей толщине. Для ловли рыбы спиннингом на Байкале длина корпуса наплава равна 50 - 70 мм, толщина в нижней части 25 - 30 мм, в верхней части – 12 - 15 мм. Длина всего стержня с наконечником 110 - 120 мм. Для ловли рыбы спиннингом на Ангаре с берега и с лодки длина корпуса среднего грузового наплава 80 - 100 мм, толщина в нижней части 30 - 35 мм, в верхней 20 мм, общая длина стержня с наконечником равна 180 - 200 мм.

Готовый наплав окрашивают масляными красками обычно в три-четыре цвета. Четыре пятых длины корпуса наплава окрашивают в неяркие, защитные цвета. Одну пятую, самую верхнюю часть корпуса и выступающий из него стержень, окрашивают в белый цвет. Однако окраска зависит от видимости. Дело в том, что в пасмурную, ветреную погоду хорошо виден “маяк” белого цвета, а в ясную, солнечную погоду наплавы применяют черного цвета. Некоторые рыболовы имеют съемные наконечники разного цвета, которые меняют в соответствии с состоянием погоды и положением солнца на небе. Чтобы меньше возиться со сменой наконечников (которые часто срываются со стержня и теряются), на верхний конец стержня нанизывают сразу два наконечника, окрашенных в черный и белый цвета, или делают один удлиненный наконечник и окрашивают его в два цвета. Часто на наконечник черного цвета рыболовы наматывают и закрепляют нитками полоску серебрянной станиоли от шоколадных конфет, которая хороша видна в темных волнах реки на очень большом расстоянии. При ловле хариуса в истоке Ангары, где требуется тяжелая грузовая снасть и дальние забросы, рыболовы окрашивают наконечники, люминисцентной краской ярко-красного цвета, которой речники окрашивают свои бакены. Такие “маяки” хорошо видны при любой погоде и освещении, даже в сверкающих от солнца бликах воды на темном фоне противоположных гор.

Чтобы несведущему читателю было ясно, почему так подробно рассказано о “маяках”, следует пояснить, что “маяки” эти имеют размеры значительно меньше сливы и при ловле рыбы спиннингом “уходят” от рыболова на расстояние 50 - 70 метров. Поэтому увидеть такой малый предмет в толчее волн и бликах от солнца - дело очень и очень непростое.

Для ловли рыбы на глубинах от трех-четырех метров иркутские рыболовы применяют передвижной, то есть свободно скользящий по лесе, наплав. Передвижные наплавы делают разными по конструкции: 1) с пропускным отверстием в центре корпуса; 2) с отверстием для пропуска, расположенным сбоку стержня; 3) с пропускными кольцами для лесы, расположенными сбоку корпуса.

Иногда требуется применить грузовую снасть с очень легким и коротким настроем, который не позволяет сделать спиннингом дальний и прицельный заброс. В чистой воде, с очень малой глубиной и слабым течением, громоздкий настрой, состоящий из крупных картечин и мелких дробин, отпугивает рыбу. Легкий же не летит далеко в нужном направлении и плохо сматывает лесу с катушки. Чтобы обловить такой участок реки, рыболовы уменьшают до минимума вес настроя за счет увеличения веса наплава. Делают это так: в нижней части обработанного корпуса грузового наплава срезают немного пенопласта, а на это место ставят свинцовую пластину, которую одновременно с ним нанизывают на стержень, излишне выступающая свинцовая пластина обрезается и опиливается по форме и толщине наплава так, чтобы наплав вместе с ней погружался в воду на 2/3 длины. Остальную погрузку производят подбором свинцовых грузиков, составляющих грузовой настрой, при погружении наплав четко реагирует на хватку любой рыбы и имеет хорошую метательную силу для дальних забросов всей снасти.




Изготовление блесен Лисафьева
Изготовление “чертика” Тимофеева
Настрой верховой
Ловля рыбы на верховую снасть
Карась




© 2004-2016 baikalfishing.ru О сайтe | Обратная связь