Иркутские рыболовы с
давних времен освоили ловлю
рыбы с берега и с лодки
впроводку на грузовую снасть,
которая состоит из настроя и
наплава. Грузовой настрой
представляет собой набор
свинцовых грузиков,
последовательно расположенных
на отдельных отрезках лесы
разной толщины. Все грузики
имеют шаровидную или
эллипсовидную форму и
отличаются один от другого
только по размерам и весу.
Назначение любого грузового
настроя - удерживать наживку
или искусственную приманку во
взвешенном состоянии на
заданной глубине. Льются
грузики в специальной форме,
известной: у рыболовов под
названием “колыпь”, из двух
металлических
прямоугольников, соединенных
между собой прочным шарниром. С
другого конца на обеих
половинках колыпи
закрепляются два стальных
стержня с деревянными ручками,
которые облегчают соединение и
разъединение их во время литья
и предохраняют руки от ожога. Для образования щели на
грузиках между половинками
закладывают стальную
шлифованную линейку, сточенную
с одной стороны в виде лезвия
столового ножа. После выемки из
формы грузики зачищают от
тонких приливов, обрезают и
“разводят”, увеличивают щель
для более толстой лесы. Для
придания свинцу определенной
жесткости в него добавляют 1/4
или 1/5 часть баббита, так как
один чистый свинец очень мягок,
плохо удерживается на лесе и
скатывается вниз к крючку.
Для поводков к
грузовым настроям применяют
мягкую дробь разных размеров.
Для ловли хариуса спиннинговой
снастью на Байкале грузовой
настрой с поводком имеет длину
80 - 100 см, вес 20 - 25 граммов. Для
ловли рыбу спиннинговой
снастью на Ангаре грузовой
настрой с поводком имеет общую
длину от 1,5 до 2,0 метров, состоит
из 10 - 12 грузиков и 5 - 6 дробин.
Общий вес ангарского грузового
настроя колеблется от 45 до 60
граммов.
Приблизительные
размеры и вес грузиков
среднего ангарского настроя
даны в таблице.
№№
п.п. |
Толщина
круглого грузика в мм |
Вес
грузика в г |
1 |
12,5 |
11,5 |
2 |
11,5 |
8,5 |
3 |
10,5 |
7,8 |
4 |
10,0 |
6,2 |
5 |
9,0 |
5,0 |
6 |
8,0 |
3,4 |
7 |
7,0 |
2,8 |
8 |
6,0 |
2,0 |
9 |
5,5 |
1,4 |
10 |
5,0 |
1,2 |
11 |
4,5 |
1.0 |
- |
- |
Итого 50,8 |
Поводок |
- |
- |
12 |
Дробь № 000 или № 0000 |
- |
13 |
Дробь № 1 |
- |
14 |
Дробь № 2 |
- |
15 |
Дробь № 3 |
- |
16 |
Дробь № 4 |
- |
17 |
Дробь № 5 |
- |
Грузовые
настрои для ловли рыбы на
водоемах с большой глубиной
делают из лесы разной толщины.
В верхней части, там, где
закрепляются тяжелые и средние
грузики, толщина ее бывает 0,4 -
0,5 мм, в средней части - 0,30 - 0,35
мм, толщина поводка от 0,2 до 0,3
мм. Средний настрой, состоящий
из 10 свинцовых грузиков и 6
дробин, имеет общую длину 1,5
метра. Из них верхняя часть из
лесы толщиной 0,5 мм имеет длину
70 см. На ней закреплено 6 самых
крупных и средних грузиков. На
средней части настроя,
состоящей из лесы толщиной 0,3
мм и длиной 40 см, закреплено
четыре маленьких грузика. На
нижней части настроя (на
поводке) толщиной 0,20 - 0,22 мм и
длиной 40 см закреплено шесть
дробин.
Принцип изготовления
грузовых настроев один, но
рыболовы для себя делают их
по-разному. Иногда на верхний
конец привязывают
продолговатый контргрузик с
проволочными ушками, в средней
части привязывают рыболовный
карабин или “восьмерку” из
проволоки, за которые
привязывают поводок и т. д.
Трудно судить, чей настрой
лучше. Опытные рыболовы
считают, что чем меньше на
настрое разной “городьбы” и
лишних деталей, тем лучше и
надежнее он служит.
Чем больше глубина и
скорость течения, тем длиннее и
тяжелее делают настрой и ближе
один к другому закрепляют на
лесе свинцовые грузики. Такие
настрои называют “садками”,
так как они быстро погружают
приманку на заданную глубину и
имеют небольшое колебание от
водоворотов. На настрои,
изготовленные из грузиков
круглой формы, вода оказывает
большое сопротивление, и
требуется определенное усилие
при подмотке лесы. Чтобы
избежать лишней нагрузки на
снасть, рыболовы изготавливают
грузовые настрои из
эллипсовидных грузиков с
отверстием в центре. Такие
грузики согласно размеру
нанизывают на лесу, как бусы, и
закрепляют, обжимая их концы
или заклинивая спичками на
лесе там, где это нужно. Такие
настрои неудобны тем, что их
больше “болтает” течением и
поднимает с приманкой от дна,
что в холодное время года
крайне нежелательно.
При ловле рыбы
спиннингом наплав является
необходимой деталью. Он должен
при минимальном размере иметь
максимальную грузоподъемность
и обтекаемую форму,
позволяющую легко подтягивать
его против течения, и обладать
хорошей чувствительностью на
поклевку.
Наплавы, применяемые
иркутскими рыболовами при
ловле рыбы с грузовой снастью
впроводку, по форме, размерам и
конструкции очень отличаются
от всех других видов поплавков,
широко распространенных в
европейской части СССР. Их
делают из пробки или плотного,
высококачественного
пенопласта желтого цвета. Этот
материал обладает очень малым
удельным весом, прочен, хорошо
обрабатывается и окрашивается
масляными красками в любой
цвет. Размеры и форма наплава
зависят от глубины и скорости
течения на рыболовном участке,
от вида и размера рыбы, от
конструкции спиннинга. На
водоемах с малой глубиной
наплав для грузового настроя
имеет грузоподъемность 15 - 20
граммов, при ловле на глубине
до 4 метров удерживает 45 - 50
граммов. На больших глубинах и
при значительной скорости
течения воды наплавы делают до
60 и более граммов. В воде
закрепленный на лесе выше
настроя наплав и сам настрой
становятся в вертикальное
положение и, увлекаемые
течением, тянут лесу, сматывая
ее с катушки. Как правило, все
наплавы для грузового настроя
имеют обтекаемую, вытянутую
форму с утолщенной нижней
частью, с более тонкой вершиной
и выступающим стержнем,
увенчанным шарообразным или
грушевидным наконечником,
изготовленным из пробки или
пенопласта. Часть основного
стержня, расположенного выше
корпуса наплава с нанизанным
на его острый конец
наконечником - “маяк”,
указывает на правильное
положение наплава в воде и на
момент поклевки. Грузовой
наплав “маяком” вверх
закрепляется на лесе выше
настроя на различном
расстоянии от крючка, которое
зависит от глубины воды. Вес
настроя и плавучесть наплава
подгоняется с таким расчетом,
чтобы 1/5 часть корпуса наплава
оставалась на поверхности
воды. Перегруженный наплав
будет скрываться под водой от
небольшой волны и тем самым
постоянно вводить рыболова в
заблуждение. Недогруженный,
высоко торчащий из воды, не
может принять правильного,
вертикального положения, будет
болтаться на волне, а при
слабой поклевке рыболов не
сможет на нее отреагировать.
Определить плавучесть наплава
и правильное положение его в
воде лучше дома в наполненной
водой ванне или ведре. По
одному выверенному дома
наплаву подгоняют сразу
два-три настроя и штук пять
поводков (про запас).
Схожие по форме и
конструкции грузовые наплавы
очень различны по размерам.
Например, для ловли рыбы на
маховое удилище на речках,
прудах и озерах длина корпуса
наплава из пробки или
пенопласта 25 - 30 мм при
соответствующей толщине. Для
ловли рыбы спиннингом на
Байкале длина корпуса наплава
равна 50 - 70 мм, толщина в нижней
части 25 - 30 мм, в верхней части –
12 - 15 мм. Длина всего стержня с
наконечником 110 - 120 мм. Для
ловли рыбы спиннингом на
Ангаре с берега и с лодки длина
корпуса среднего грузового
наплава 80 - 100 мм, толщина в
нижней части 30 - 35 мм, в верхней
20 мм, общая длина стержня с
наконечником равна 180 - 200 мм.
Готовый наплав
окрашивают масляными красками
обычно в три-четыре цвета.
Четыре пятых длины корпуса
наплава окрашивают в неяркие,
защитные цвета. Одну пятую,
самую верхнюю часть корпуса и
выступающий из него стержень,
окрашивают в белый цвет. Однако
окраска зависит от видимости.
Дело в том, что в пасмурную,
ветреную погоду хорошо виден
“маяк” белого цвета, а в ясную,
солнечную погоду наплавы
применяют черного цвета.
Некоторые рыболовы имеют
съемные наконечники разного
цвета, которые меняют в
соответствии с состоянием
погоды и положением солнца на
небе. Чтобы меньше возиться со
сменой наконечников (которые
часто срываются со стержня и
теряются), на верхний конец
стержня нанизывают сразу два
наконечника, окрашенных в
черный и белый цвета, или
делают один удлиненный
наконечник и окрашивают его в
два цвета. Часто на наконечник
черного цвета рыболовы
наматывают и закрепляют
нитками полоску серебрянной
станиоли от шоколадных конфет,
которая хороша видна в темных
волнах реки на очень большом
расстоянии. При ловле хариуса в
истоке Ангары, где требуется
тяжелая грузовая снасть и
дальние забросы, рыболовы
окрашивают наконечники,
люминисцентной краской
ярко-красного цвета, которой
речники окрашивают свои
бакены. Такие “маяки” хорошо
видны при любой погоде и
освещении, даже в сверкающих от
солнца бликах воды на темном
фоне противоположных гор.
Чтобы несведущему
читателю было ясно, почему так
подробно рассказано о
“маяках”, следует пояснить,
что “маяки” эти имеют размеры
значительно меньше сливы и при
ловле рыбы спиннингом
“уходят” от рыболова на
расстояние 50 - 70 метров. Поэтому
увидеть такой малый предмет в
толчее волн и бликах от солнца -
дело очень и очень непростое.
Для ловли рыбы на
глубинах от трех-четырех
метров иркутские рыболовы
применяют передвижной, то есть
свободно скользящий по лесе,
наплав. Передвижные наплавы
делают разными по конструкции:
1) с пропускным отверстием в
центре корпуса; 2) с отверстием
для пропуска, расположенным
сбоку стержня; 3) с пропускными
кольцами для лесы,
расположенными сбоку корпуса.
Иногда требуется
применить грузовую снасть с
очень легким и коротким
настроем, который не позволяет
сделать спиннингом дальний и
прицельный заброс. В чистой
воде, с очень малой глубиной и
слабым течением, громоздкий
настрой, состоящий из крупных
картечин и мелких дробин,
отпугивает рыбу. Легкий же не
летит далеко в нужном
направлении и плохо сматывает
лесу с катушки. Чтобы обловить
такой участок реки, рыболовы
уменьшают до минимума вес
настроя за счет увеличения
веса наплава. Делают это так: в
нижней части обработанного
корпуса грузового наплава
срезают немного пенопласта, а
на это место ставят свинцовую
пластину, которую одновременно
с ним нанизывают на стержень,
излишне выступающая свинцовая
пластина обрезается и
опиливается по форме и толщине
наплава так, чтобы наплав
вместе с ней погружался в воду
на 2/3 длины. Остальную погрузку
производят подбором свинцовых
грузиков, составляющих
грузовой настрой, при
погружении наплав четко
реагирует на хватку любой рыбы
и имеет хорошую метательную
силу для дальних забросов всей
снасти.
|