baikalfishing.ru

все о рыбалке на Байкале

Смотрите термопанели для наружной отделки цена у нас.

Рыбы: Хариус; Ленок; Омуль; Сиг; Таймень; Щука; Сом; Окунь; Налим; Валек; Чир; Даватчан; Сазан; Язь; Лещ; Елец; Сорога; Карась; Карп; Ёрш.
Где ловить?    Озера: Байкал (Малое море, Залив провал, Чивыркуйский залив); Соболиное; Фролиха. Реки: Ангара; Иркут; Лена; Большая Белая; Большая Речка; Большой Чивыркуй; Голоустная; Джила; Киренга; Кичера; Ока; Селенга; Селенгинка; Снежная; Томпуда; Убэр-Жэлыхэн; Улькан; Урик; Утулик; Ушаковка; р. Фролиха; Черемшаная; Ямбуй. Иркутское водохранилище.
Чем ловить?     Снасти: Нахлыст; Ловля рыбы на верховую снасть; Спиннинг; Жерлицы; Поплавочная снасть.
На что ловить?    Приманки: Мушки; Блесна; Попперы; Глиссеры; Воблеры; Джиг; Мыши; Чертики; Мормышки; Наживки и насадки.
Как сделать?    Изготовление мушек; Изготовление блесен; Коптильная.
Как ловить?    Рыбацкие истории; Зимняя рыбалка; Троллинг; Советы бывалого рыболова.
Разное    Общая информация; Принадлежности и приспособления; Лодочные моторы; Приготовление рыбы; Статьи из газет и журналов; Заметки; Новости

» » » Таёжная рыбалка: Экстрим по-сибирски

Таёжная рыбалка: Экстрим по-сибирски

Категории статьи: Хариус / Ленок / Таймень / Реки / Рыболов Elite

СПЛАВ
«Сплав есть неоспоримое подтверждение истинности закона диалектики о борьбе
и смене противоположностей», - сказал бы философ Гегель, если бы увлекался рыболовным туризмом. И действительно, все то, что вы, потея, несли на себе через тайгу и горы, теперь под вами и везет вас самих. Апофеоз физического напряжения сменяется расслабленностью туристского организма, вам остается лишь лениво провожать взглядом уплывающий назад берег.

Плыть на лодке - это, конечно, не пешком через буреломы продираться: и быстрее, и приятнее. Поэтому туристы-водники - народ гораздо более веселый и озорной, чем пешеходники. Река для них представляет интерес как объект покорения ее препятствий, что само по себе является источником дополнительных порций адреналина. Для нас же главный интерес представляют ямы ниже этих порогов (шивер, перекатов и т.д.), а сами водные преграды служат лишь острой приправой к хорошей рыбалке.

Рассмотрим самый оптимальный вариант организации рыболовного сплава по горно-таежной реке каменисто-порожистого характера. Лучшее плавсредство для такого случая, как я уже упоминал ранее, - экспедиционная лодка. В ней как раз помещаются два станковых рюкзака с восседающими на них двумя покорителями водной стихии. Удочки лучше уложить отдельно от рюкзаков, но так, чтобы они не выскочили в воду при резком торможении о высунувшийся из воды валун.

Следите за тем, чтобы хрупкие предметы не путались под ногами. Конечно, бывают исключения, и во время очередной экстремальной ситуации вы не раздавите дорогой японский спиннинг, не погнете любимую «безынерционку» и тем более не утопите фотоаппарат с бесценными снимками. Но, право, стоит ли рассчитывать на исключения?!

Все мелкие принадлежности либо находятся в ваших карманах, либо уложены в крупные предметы, которые в свою очередь должны быть привязаны к лодке.

Черенки для весел, как правило, вырубаются на месте. Желательно использовать дерево лиственных пород, дабы не отмывать затем руки от смолы. Чем шире лопасть, тем маневреннее будет ваша лодка. Для рек до 3-й категории сложности вполне годятся пластмассовые весла, которые продаются в большинстве спортивных магазинов.

Ну что ж, осталось еще раз осмотреть берег (не позабыто ли что?), устроиться поудобнее на рюкзаке и оттолкнуться ногой от берега. Течение тут же подхватывает лодку, и перед вами открывается новая дорога - река.

Основная тактика рыболовного сплава заключается в грамотном прохождении речных препятствий и остановках на перспективных для ловли местах - подскальных или заперекатных ямах, устьях притоков, скоплениях валунов на глубоком плесе. Удобнее, конечно, облавливать стоянки рыбы с берега, но если ваш напарник согласен удерживать лодку на течении в сподручном для заброса положении, можно и поблеснить с воды.

Теоретически за каждым перекатом или порогом следует углубление дна - яма, где стоит рыба. Даже если ваш поход рассчитан на месяц, останавливаться для ужения вы будете не на каждой ямке, а на самых достойных. Мнение, что рыба совсем не боится плывущей лодки, совершенно не верно. Возможно, хариус и остается на струе, но мне неоднократно приходилось наблюдать, как в солнечный день из-под входящей в не очень глубокую яму лодки крупные таймени сразу же уходили в сторону, и, естественно, после этого рассчитывать на хороший улов не приходилось. В то же время на большой, глубокой яме, судя по поклевкам, таймень на лодку практически не реагирует.

Существуют два варианта входа на яму, если вы хотите как можно меньше распугать рыбу.

Обычно у реки один берег крутой, а другой - более пологий и сложен из гальки. Основная струя идет вдоль крутого берега, образуя у пологого отбойник с тихим течением. Вот в этот отбойник и постарайтесь завести лодку. Это сложно и требует умения правильно «читать» реку, но можно, если вы перед выходом с шиверы или переката как следует поработаете веслами, направляя лодку перпендикулярно течению.

Если перекат сложный или нет отбойника, входите в яму по основной струе ближе к обрывистому берегу, проплывайте ее «бревном», т.е. не работая веслами, и причаливайте ниже.

Теперь - о проблемах, с которыми так или иначе придется столкнуться во время сплава.

Речные препятствия

Без них, посмотрим правде в глаза, сплав по реке превращается в скучное плавание по городскому пруду. Взрыв адреналина, концентрация физических и душевных сил, стиснутые зубы - так трудно без всего этого в долгую «домашнюю» зиму.

Главное при прохождении препятствий - не перевернуться и не проколоть лодку. Мешают решать эти задачи речные камни. Они бывают обливные и необливные.

Обливные - это валуны, лежащие под водой близко к поверхности, они идентифи-
цируются по гладкому водяному горбу над ними, образуемому обливающей их водой. Среди обливных камней выделяют так называемые «партизаны», характеризующиеся тем, что сидят они настолько глубоко, чтобы быть не замеченными с воды, но недостаточно, чтобы не сесть на них лодкой. Особенно незаметны они на медленном течении и при волнении. Обнаруживаются по факту необъяснимого торможения или неожиданного появления рядом с бортом.

Полуобливные - это камни, выходящие на поверхность воды. На медленном течении не представляют никакой угрозы, но на быстрине крайне опасны, проявляя свойство непреодолимого притяжения. Если лодка попадает на такой камень лагом, ее переворачивает.

Крупные обливные и полуобливные валуны, стоящие на глубине, интересны тем, что за ними любят стоять ленки и таймени.

Совокупность хаотически раскиданных, высоко сидящих камней называется «шкуродером» - неприятная штука для целостности лодки.

Если вы крепко «сели» на камень, и никакое раскачивание и упирание веслами не помогает, попробуйте разгрузить одну из половин лодки, переместившись в другую, или выскочить из лодки на камень, столкнуть ее и успеть запрыгнуть обратно.

На течении за камнями образуются «бочки» - пенные ямы с сильным турбулентным движением. Они имеют свойство «закусывать» - останавливать лодку, заполняя до краев ее водой, и долго не выпускать, поэтому прежде чем войти в такую «бочку», надо активно погрести, чтобы пройти ее на положительной скорости, т.е. быстрее течения.
От крупных камней в сторону расходятся косые валы, которые так и норовят перехлестнуться через борт на ваши рюкзаки. Чтобы этого не произошло, поверните лодку носом перпендикулярно направлению валов.

На крутом повороте реки сильным течением вас может выдавить на скалистый прижим, который опасен тем, что легко переворачивает и пропарывает лодку. Особенно опасно, если в скалистой стенке вымыт «карман», попав в который вы можете лишиться не только лодки, но и головы.

Прижим обладает крайне притягательной силой, поэтому перед подходом к нему старайтесь уйти под пологий берег, пусть там и будет легкий «шкуродер».

Пороги и шиверы являют собой совокупность в той или иной степени всего перечисленного. Идеальный вариант - когда резкий уклон реки совпадает с отсутствием в русле камней. Тогда, проходя препятствие, вы получите незабываемые впечатления.
Во-первых, вид камней, мелькающих под лодкой, дарит ощущение полета наяву; во-вторых, ветер в лицо и проносящийся мимо берег дают почувствовать скорость (а какой русский не любит быстрой езды?). И, наконец, ощущение опасности — тоже само по себе удовольствие.

Еще одно опасное препятствие на реке - залом из смытых деревьев.

Заломы образуются обычно на резких поворотах реки или на изголовье островов, и так же, как остальные препятствия, определяются по усиливающемуся шуму. Если вы не успеваете причалить к берегу перед заломом, который перегородил всю реку, вам остается только суметь выпрыгнуть на него из лодки - человек, попавший под залом, практически не имеет шансов спастись.

Заломы, водопады и сильные пороги обносятся по берегу. Для этого лодку либо несут на руках (в надутом или спущенном состоянии) либо проводят через препятствие на веревке.


Погодные неурядицы

Ясная погода во время сплава приносит неприятностей поболее, чем дождь. Если река бежит в широтном направлении, вам придется столкнуться с такой проблемой, как слепящее солнце прямо по курсу, - из-за него практически не видно препятствий на воде. Кроме того, так как вы долго находитесь на открытом пространстве, кожа на лице и плечах со временем слезает от солнечных ожогов. Особенно неприятно, когда в «подгоревшее» тело впивается какой-нибудь кровосос, поэтому хорошо бы иметь с собой хотя бы кепку с козырьком (я уж не говорю о креме от загара).

Понятно, что и клюет в солнечную погоду похуже.

Продолжительные дожди поднимают уровень воды, в результате проходить многие препятствия, связанные со «шкуродером», становится проще. Однако категория сложности порогов в большую воду, наоборот, становится выше.

Немало хлопот доставляет сильный ветер, который совершенно неожиданно для вас может сдуть лодку на какой-нибудь полуобливняк. Особенно «достает» встречный «мордувинд». На тихих плесах вас, как пушинку, может «выдуть» на берег или против течения. Спасение от ветра видится только в активной (по сути дела, лишней) работе веслами.


Человеческий фактор

Радостное волнение от встречи на реке с себе подобным видом возникает разве только после 5-6-дневного полного отсутствия общения с человечеством или уж в совсем диких местах, где вы планировали оказаться первым и единственным. В остальных случаях все встречающиеся на пути воспринимаются в качестве конкурентов - такова она, рыбацкая натура.

Встречи бывают полезные и ненужные.

Охотники и местные рыболовы подскажут расположение хороших ям, зимовий, природных достопримечательностей и ближайшего магазина, расскажут пару интересных баек о 4-пудо-вых тайменях и предупредят о том, что в окрестностях бродит медведь-людоед, за которым, они, в общем-то, и ушли в тайгу всей деревней в это запрещенное для охоты время.

Туристы-водники (так как они рыбачат мало, то появляются сзади, а не вы их догоняете) поведают об опасных речных участках, известных им авариях таких непутевых, как вы, и, наконец, поймут, почему у них так плохо клевало.

Общение с егерем сулит мало хорошего. Многие интересные в рыболовном отношении реки протекают по территориям заказников или заповедников, разрешение находиться там, естественно, не оформили, так как дирекция, выписывающая эти бумажки, находится совершенно в противоположном от вашего маршрута направлении, в каком-нибудь селе Кукуево. С учетом этого хранитель лесного и речного порядка не преминет вас оштрафовать и даже попробует отобрать снасти и лодку.

Выходов из такого неловкого положения может быть два: или все-таки доехать до Кукуева, или брать с собой побольше спирта.

Еще некоторые далекие реки протекают рядом с местами, не столь отдаленными. Народ, проживающий в таких местах, гостеприимен и добродушен, когда не пьян. В противном случае вы рискуете на себе испытать такое понятие, как «жестокие нравы». Если не хотите портить себе настроение, придерживайтесь правил: о наличии спирта никому не говорить, ночевать в 2-3 км выше или ниже по течению от обозначенного на карте поселка либо на противоположном берегу.

Вообще же исчезновение после ночевки отдельных дорогостоящих вещей, по странному стечению обстоятельств, совпадает с расположением поблизости населенного пункта.
Кроме вышеперечисленных граждан, вам могут повстречаться пожарники на вертолете, если вы плохо затоптали костер на предыдущей стоянке, и спасатели МЧС, если вы не появились дома спустя неделю после обозначенного времени.


Хранение рыбы

По ходу сплава ваши домашние запасы будут, надеюсь, пополняться запасами рыбными. Проблема в том, что и свежая, и подсоленная рыба выделяет сок, а также боится воды.
Чтобы рыба не портилась и не портила вещи, берите с собой твердую емкость с плотно закрывающейся крышкой, например пластмассовую канну, продающуюся в магазинах рыболовных или промышленных товаров. В лодке ее место между рюкзаками.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Темные ямы Темника
К истокам семи рек
За хариусом на Соболиное озеро (начало июня)
Когда хариус теряет голову
Озеро Фролиха




© 2004-2016 baikalfishing.ru О сайтe | Обратная связь